В саперном батальоне брал Берлин

У Николая Николаевича Романенкова, работающего оператором Куйбышевского РЭС, возникают только благодарные и теплые чувства и мысли, когда он вспоминает своего отца, Николая Евтиховича. В семейном архиве бережно и свято хранятся как документы, написанные рукой его отца, который прослужил Отечеству более пятнадцати лет, так и, конечно же, награды и фотографии фронтовой поры.
 
Николай Николаевич с удовольствием откликнулся на нашу просьбу рассказать о ратном пути своего отца, который призван послужить непреходящим примером для молодого и подрастающего поколений.
 
Итак, Николай Евтихович родился в 1924 году деревне Воронцово в большой крестьянской семье, где воспитывались еще шестеро братьев и сестер. Родители занимались земледелием, но, несмотря на многолетний упорный труд, крестьянину Евтиху Борисовичу не удавалось выбраться из нужды, так и оставался в бедняках.
 
По окончании семи классов Закрутовской школы Николай Евтихович поступил в училище механизации в селе Фоминичи, которое закончил в апреле 1941 года. Получив права тракториста и водителя грузовика, сразу вернулся домой и стал работать трактористом в Кировской МТС.
 
А через два месяца началась война. Всех молодых механизаторов вместе с техникой и необходимым оборудованием решено было эвакуировать в г. Белев Тульской области. Там семнадцатилетний Николай Евтихович проработал до 15 октября 1941 года. А потом написал рапорт о добровольном зачислении в Красную Армию. Ему, как и многим сверстникам в ту пору, очень хотелось попасть на фронт, чтобы лично уничтожать фашистов. К тому времени старшие братья Максим, Иван и Алексей были уже на фронте. Но попал Николай туда не сразу. В военкомате г. Белева отобрали небольшую группу, снабдили соответствующими документами и отправили в 535-й армейский инженерный батальон. «Еще навоюетесь, - напутствовал военный комиссар, списанный по чистой с фронта из-за тяжелых ранений. - Ваша задача - строить переправы, мосты, гати через топи болот, разминировать участки, по которым наши части пойдут в наступление. И делать эту работу надо быстро и надежно».
 
Так как Николай Евтихович был трактористом, ему поручили подтаскивать к будущим переправам бревна и столбы. В основном приходилось работать ночью. Днем над возводимыми переправами могли появиться немецкие пикировщики Ю-88, прозванные нашими бойцами «лаптежниками» из-за неубирающихся шасси. Частенько случалось так, что, заслышав шум на нашей стороне, немцы и ночью начинали обстрел из минометов. Так что и в саперных частях не обходилось без потерь. А командование постоянно торопило, причем жестко. «Утром наступление - чтоб переправа была готова!»
 
За свою фронтовую службу Николай Евтихович неоднократно перебрасывался на новые участки, где намечалось наступление наших войск. В составе Центрального фронта воевал в 535-м армейском инженерном батальоне. С 13 апреля 1944 года был направлен в 229-й отдельный инженерно-саперный батальон 38-й инженерно-саперной бригады. 10 июня 1944 года получил должность командира отделения и одновременно был назначен механиком по ремонту техники в этом батальоне. А ремонтировать технику частенько приходилось тут же, недалеко от переправы. В составе 38-й инженерно-саперной бригады участвовал в освобождении Брянска, Орла, Чернигова. А малых населенных пунктов вообще не счесть. В составе 1-го Белорусского фронта по апрель 1944 года освобождал от оккупантов Пинск, Барановичи, Брест. В апреле 1945 года обеспечивал переправы через реки Висла, Одер. Иногда случалось так, что только что наведенный мост взлетал на воздух. Немецкие «Фокке-Вульф-190» - так называемые «рамы», зависшие на большой высоте, - контролировали очень большие площади. И если видели какое-то движение на берегу реки или болота - тут же направляли туда штурмовики. Саперам приходилось все начинать сначала. В противном случае наступление наших войск могло затянуться, что опасно сказывалось на выполнении боевых задач.
 
В том же саперном батальоне Николай Евтихович и встретил долгожданную Победу. За свои ратные дела был награжден медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы, «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне» и др. Получал благодарности от Верховного главнокомандующего «За отличные боевые действия по овладению столицей Советской Латвии – городом Рига», «За участие в прорыве сильно укрепленной и глубоко эшелонированной обороны противника, прикрывавшей Берлин с востока», а также за отличные боевые действия в немецкой Померании и Польше и др.
 
Поначалу ему думалось, что теперь при завершении боев предстоит демобилизация и он скоро увидит родные места, свою семью. Но приказом командования продолжил военную службу и в мирное время. 15 февраля 1949 года он подает рапорт по команде о зачислении на годичные курсы по подготовке офицеров инженерных войск при Ленинградском военно-инженерном училище. По его окончании, в марте 1950 года, ему было присвоено звание лейтенанта. Службу Николай Евтихович продолжил в 165-м саперном батальоне, но уже приданном одной из частей Воздушно-десантных войск. А там были свои обязательные требования. Как всякий военнослужащий при десантных подразделениях, вплоть до поваров, санитаров, водителей, кроме своих профессиональных обязанностей, должен был владеть парашютным делом. Множество прыжков выполнил бывший сапер-фронтовик Николай Романенков.
 
Может, так и выслужил бы положенные сроки, но неожиданно подкралась болезнь. В звании капитана пришлось уволиться в запас, но уже подчистую. В родном совхозе «Закрутовский» Николай Евтихович много лет проработал водителем грузовика. Выполнял абсолютно все поручаемые по нарядам работы. Скончался он в семьдесят три года, имея двух сыновей. Но ни Николай, ни Владимир не пошли по ратной стезе своего отца.
 
Зато сегодня Николай Евтихович очень порадовался бы в этом направлении за своего внука Николая, который уже тринадцать лет служит на Северном флоте. Сначала был в команде подлодки «Липецк», а недавно переведен мичманом на подводную лодку «Калуга». Эта служба подразумевает дальние походы как по северным морям, так и по более южным - для обеспечения безопасности наших надводных кораблей при выполнении самых разных боевых задач Российского флота.
 
Николай Худяков