Село Гремячево

Картографическое описание границ муниципального образования


На севере – в северном направлении от автодороги Калуга – Тула, в пересечении ее с автодорогой на с. Гремячево, далее в восточном направлении, минуя перекресток проселочных дорог на д. Вечна и д. Голчань, по северным границам кварталов №№ 83-85 Желовского лесничества, в южном направлении по восточной границе квартала № 85 Желовского лесничества до юго-восточного угла его в пересечении с безымянным ручьем.

На востоке – в южном направлении от юго-восточного угла квартала №85 Желовского лесничества, пересекая проселочную дорогу Зимницы – Игнатовское, квартал № 86 Желовского сесничества до западной его границы, квартал № 87 Желовского лесничества у д. Раздол, в южном направлении огибая д. Раздол, пересекая автодорогу Калуга – Тула, до границы с Тульской областью.

На юге – в северо-западном , южном и западном направлениях по границе с Тульской областью, минуя д. Зимницы, по юго-восточной и юго-западной границе квартала № 89 Желовского лесничества, пересекая реку Ока, до северо-восточного угла квартала № 38 Перемышльского лесничества, далее в западном направлении по северной его границе, пересекая в северо-западном направлении квартал № 37 Перемышльского лесничества, реку Ока, до устья реки Жиздра в реку Ока.

На западе – в северо-восточном направлении от устья реки Жиздра в реку Ока, пересекая проселочную дорогу Гремячево-Мехово, в северном направлении по западной границе лесного массива, в северо-восточном направлении, пересекая проселочную дорогу на с. Гремячево, до автодороги Калуга – Тула, в пересечении ее с автодорогой на с. Гремячево.


Историческая справка


Название свое Гремячево получило от звонкого ключа , который выходя из горы, гремя и шумя, стремился в Оку, где был основан монастырь XVI веке. Река в старину текла у самого обрыва, и место этот было бойким : здесь была пристань и почти рядом проходила Лихвинская дорога. Село Гремячево на правом берегу- первый крупный населенный пункт в Калужской области по течению реки Оки.

История села Гремячево уходит в глубокую древность. Название свое оно получило от целебного источника, истекающего из подножия горы и несущего свои кристально чистые воды в Оку. Остатки древних валов вблизи монастыря показывают, что здесь когда-то было укрепленное место для защиты местности от нападений врагов. Несколько курганов, находящихся также вблизи села Гремячево, свидетельствует о том, что здесь жил человек в курганную эпоху. В 1898 году здесь производились раскопки; были найдены изделия из кости, бронзы, железа и пр. Это говорит о том, что на этом месте в доисторическую эпоху жил человек. В повести временных лет сообщается: «Были ведь два брата у Ляхов – Радим, а другой – Вятко; и пришли, и сели: Радим на Соже, от него прозвались «радимичи», а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили свое название «вятичи». И жили между собою в мире поляки, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты». Далее сообщается следующее: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели по две и по три жены». До XI века у вятичей существовали языческие обычаи погребения: тела усопших родственников подвергали кремации, прах в глиняных сосудах хоронили в погребальной камере (срубе) под насыпью кургана. Жили вятичи большими поселками, протяженность которых достигала 500 м. Жилищами их были полуземлянки, изредка встречались и каменные строения.

Вятичи неохотно признавали власть князей, не регулярно платили дань. Сначала дань платили хазарам, которые брали с вятичей «по серебряной монете и белке с дыма». В 966 году (как сообщает «Повесть временных лет») вятичей победил молодой князь Святослав и «дань на них возложил». В год 6489 (981) победил вятичей князь Владимир. Вятичи не хотели покориться, ленились платить дань и восставали против княжеской власти. Князь Владимир Мономах в своих «Поучениях» говорит о походах на вятичей, как об особой доблести, подвиге, достойном уважении и славы. Христианство распространялось среди вятичей медленно. Крещеные еще князем Владимиром, вятичи до начала XII века сохраняли древние языческие обычаи и обряды. В 1113 году они зверски убили ревностного просветителя и проповедника христианства монаха Киево-Печерской Лавры священномученика Кукшу.Один из его сподвижников сообщает: «Как добровольно умолчу об этом блаженном черноризце того же Печерского монастыря, мученике Кукше! Всем известно, как он бесов прогонял и вятичей крестил, и дождь с небом свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил. Многие мучения перенес он от неверных, и наконец, был убит с учеником своим Пименом» Но, по слову святителя Иустиниана: «кровь мучеников – это семя христиан». И вот уже через несколько столетий мы видим, как некогда дикий языческий народ становится ревнителем христианского благочестия, и в каждом селе вырастает великолепный Божий храм, а также целое ожерелье святых монастырей. Свято-Успенский Лихвинский Гремячев мужской монастырь был основан не позднее XVI века. Об этом свидетельствуют «Списки иерархов и настоятелей упраздненных монастырей Калужской Епархии», где первым упоминается игумен Макарий под 1584 годом. Игумены: Макарий 1584 год. Евфимий в марте 1634 года Вассиан 1652 год Лазарь 1665 Корнилий 1674 год Андрей 1703 год Иаков 1706 год Сергий 1737 год В 1764 году монастырь был упразднен. XV – XVII века - время, когда русская земля страдала от многочисленных набегов.Поэтому монастыри становились форпостами на пути врага и могли долго держать осаду, укрывая за своими стенами местное население. Наш Гремячев монастырь исполнял роль дозорного, так как с его высокого местоположения хорошо просматривалась долина Оки и место впадения в нее реки Жиздры. Русь справилась с татарами, но их тут же сменили польско-литовские интервенты. Окрестности монастыря разорялись и опустошались гетманами Сагайдачным, Сапегой и Лисовским, а также Лжедмитрием II. В 1613 году Лисовский выжег г.Белев, взял приступом г.Лихвин, сжег Перемышль с его окрестностями, оставив после себя мертвое пепелище. От этого времени сохранилась в документах Челобитная Грамота, имеющая отношение к истории Гремячева Лихвинского монастыря(напечатана во «Временнике Общества Истории и Древностей Российских», 1856 год): Подписка Воеводы с Челобитьем от градских и уездных людей. «Царю Государю и Великому Князю, Михаилу Федоровичу, всея Руси, бьют челом города Лихвина богомольцы твои, Государевы, Игумены и Попы и Дьяконы и Лихвинския пушкари, и затенщики, и посадские люди: нынешняго, Государь, 7142 года, марта 18 день, прислана твоя, Государева Царева и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси грамота в Лихвин к твоему, Государеву, Воеводе к Федору Михайловичу Комынину; по твоей, Государевой, грамоте велено ему нас, богомольцев твоих и холопий и сирот, и уездных всяких людей, от Литовских людей собрать в осаду с женами и со всякими их христианскими животы, чтоб нас, богомольцев твоих Государевых, и холопий и сирот, Польские и Литовские люди не побили и в полон не поимали, а нас, богомольцев твоих, Государевых и холопий и сирот, в Лихвине людей мало, и город, Государь, Лихвин Богдана Кольнева неустроен, и ямы не утвержден, как твои, Государевы, иные городы утверждены, а делает пятый год и никаких городских крепостей не учинил. Милосердый Государь Царь и Великий Князь, Михайла Федорович, всея Руси, пожалуй нас, богомолец своих Государевых, и холопий и сирот, вели Государь нам дать на Лихвин для осадного времени людей, сколько тебе, Государю, Бог по сердцу положит, чтоб мы, богомольцы твои, Государевы, и холопы и сироты, сидя в Лихвине в осаде от твоих, Государевых неприятелей и разорителей веры христианские, от Польских и Литовских людей, в конец не погибли и Православныя Веры Христианские не отбыли, и сущих младенцев неповинная кровь напрасно не пролилась. Царь Государь и Великий Князь, Михайло Федорович, всея Руси, смилуйся, пожалуй.» На обороте: «К сей челобитной Гремячего монастыря Игумен Евфимий и в братии место руку приложил…»
Синодик монастыря и Вкладная книга монастыря – этот единственный значимый материал для истории обители оказались утраченными. Минуло 30 лет после описанных событий, и на Российский престол взошел сын Михаила Федоровича, благочестивейший Государь Алексей Михайлович, прозванный в народе «Тишайший». Однажды направляясь на Богомолье в Киев, Царь Алексей Михайлович остановился в Гремячем монастыре. Он был очарован красотой этого места, а на монастырской горке (это место стало с тех пор именоваться «Беседой») Царю, по преданию, явилась сама Пресвятая Богородица и долго с ним беседовала. Вскоре благочестивый Царь выделил из своей казны золота на строительство в монастыре большого каменного Собора в честь Успения Божией Матери. Величественный пятиглавый Успенский Собор был построен и освящен в 80-е гг. XVII века. Другой храм монастыря во имя святого Георгия Победоносца, был построен на 20 лет позже. Об этом свидетельствует плита с надписью, вделанная в западной стене, «в 1701 году тщанием иеромонаха келаря с братией». Вскоре была устроена ограда монастыря, она сложена из массивных блоков местного известняка - ракушечника и также является памятником архитектуры XVIII века. Первоначально к Успенскому собору примыкала невысокая открытая галерея в виде паперти, а с южной стороны находилась небольшая деревянная колокольня. На колокольне имелся 15-пудовый колокол с подписью вязью, что он вылит в 1674 году усердием настоятеля обители Корнилия с братией. К началу XIX века деревянная колокольня обветшала и была построена новая, в стиле классицизма. Прежде к западной части трапезной примыкала кирпичная кухня, но после она была разобрана, а кирпич употреблен на строительство колокольни.

Монастырь жил довольно бедно, в 1700 году имел 36 дворов крестьянских с 303 душами мужского пола и 80 десятин земли. В 1724 году он был приписан к Доброму монастырю, но 1727 году снова сделан самостоятельным. В царствование Императрицы Екатерины II монастырь был упразднен. Это произошло в 1764 году, во время учреждения духовных штатов. Монастырские храмы стали приходскими, а вся земля внутри ограды была превращена в Некрополь. Революционные события мало отразились на облике монастырских храмов, богослужения продолжались до 1935 года, когда обе церкви в селе Гремячево были закрыты. Храмовые иконы местный жители разобрали по домам. В 90-е годы, когда возобновились богослужения одна икона вернулась в монастырь (образ св. Илии Пророка), а храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы была передана в Московский храм Илии на Обыденке. С 1962 по 1988 год храмы использовались колхозом «Красный октябрь» для хранения запчастей и сельскохозяйственных удобрений.Тракторами, которые заезжали на территорию монастыря, старинный Некрополь был полностью уничтожен. Но память народную о явлении в этих местах Божией Матери, о чудесах, которые совершались на этом святом месте уничтожить невозможно. По рассказам местных жителей, здесь неоднократно являлась Сама Пресвятая Богородица, слышалось дивное пение. Поэтому в год Тысячелетия Крещения Руси местные жители обратились с ходатайством о возобновлении богослужений в Георгиевской церкви. В 1989 году в село Гремячево прислали священника протоиерея Георгия (Зиновьева). Он прослужил около 20 лет и похоронен у алтаря храма св. Георгия Победоносца.

В 2008 году по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента для восстановления древней святыни и возобновления монашеской жизни в монастыре сюда переезжают четыре сестры из Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря г. Малоярославца, и Гремячев монастырь становится подворьем Малоярославской обители.


Наше время


С 1941 года председателем Гремячевского сельсовета возглавляла Гурова Агрофена Григорьевна.

С 1953 года председателем Гремячевского сельсовета возглавляла Евтеева Екатерина Александровна.

С 1971 года Гремячевский сельсовет возглавлял Орлов Виктор Васильевич.

С 1995 года администрацию Гремячевского сельсовета возглавила Каралаш Нина Павловна.

С 2010 года возглавляет сельское поселение " Село Гремячево" Левицкая Татьяна Алексеевна.

Гремячевская школа была основана в 1912году , в 2008году закрылась.

Колхоз «Красный октябрь» возглавляли следующие руководители:

1957- Дуплякин Н.Ф. ,с. 1963-1987г.г. – Алдошин Н.И.

1987-2000г.г. Петров Н.И., Фокин С. Н.- 2000-2002 г.г..

В 2009 году на территорию сельского поселения, на центральную усадьбу в с. Гремячево, пришло голубое топливо, природный газ, а 2010 году было закончена реконструкция водопровода в с. Гремячево. На ближайшее будущее в стадии проекта по обеспечению природным газом д. Зимницы , д. Раздол.
В 2005 году произошло переименование в Администрацию ( исполнительно-распорядительный орган) сельского поселения « Село Гремячево», в котором на сегодняшний день 4 населенных пунктов с численностью населения 272 человек, из них 29 чел. младше трудоспособного возраста, 148 чел. в трудоспособном возрасте, 95 чел. старше трудоспособного возраста, в т. ч. мужчин 27 чел.


Площадь территории


Площадь территории сельского поселения «Село Гремячево» составляет всего- 3761 кв. км., из них занятых сельскохозяйственными угодьями -2286 кв. км., занятые землями лесного фонда - 555 кв. км., землями населенных пунктов – 588 кв. км.


Ведущие предприятия и организации


Ведущие предприятия и организации на территории сельского поселения это: ООО " Гремячев Ключ", генеральный директор Калинкова Наталья Алексеевна, специализируется на пищевой промышленности( бутылирование воды), также на территории сельского поселения находятся животноводческие ромещения предприятия ООО " Калужская Нива" специализируется на сельском хозяйстве ( животноводство, растениеводство) .
На сегодняшний день на территории сельского поселения числится - 399 домохозяйств и надеемся на будущее, что оно будет только увеличиваться.


Население


В сельском поселении «Село Гремячево»:

- 2 чел. родилось в 2013 году
- 11 чел. умерло в 2013 году , смертность превышает рождаемость.
- 10 чел. прибыло на территорию сельского поселения на постоянное место жительство
- 23 чел. выбыли (сняты с регистрационного учета, переехали на другое место жительство)
- 15 чел. с высшим образованием;
- 488 чел. с профессиональным образованием
- 6 чел. заняты в промышленной сфере
- 1 чел. заняты в экономике
- 17 чел. заняты в сельском и лесном хозяйстве
- 0 чел. безработных
- 5 чел. занятых «бюджетной» сфере
- 95 чел. пенсионеров
- 2 чел. заняты в государственном и муниципальном управлении


Протяженность автодорог


Протяженность автодорог с твердым покрытием у сельского поселения - 12,5 км., имеется регулярное автобусное сообщения с центром, удаленность от федеральной автотрассы 9 км., от областной трассы 2 км. удаленность от аэропорта с регулярным пассажирским авиасообщением 200 км, не имеется действующей железнодорожной станции.


Статистика


В сельском поселении « Село Гремячево» :

Объем жилищного строительства составляет - 0.18 тыс. кв. м.,
Объем инвестиций в основной капитал - 0.4 млн. руб.,
Оборот розничной торговли – 5,4 млн. руб.,
Средний размер уровня оплаты труда – 17,2 тыс. руб. / мес.,
Число легковых автомобилей составляет – 167 ед. на тыс. чел.,
Число учреждений образования – нет.
Доходы муниципального бюджета -2,518 млн. руб.,
в т. ч. собственные - 0,772 млн. руб.,
расходы муниципального бюджета всего – 3,06 млн. руб.,
из них на общегосударственные нужды – 2,491 млн. руб.

Достопримечательности


Из опроса местных жителей сельского поселения самыми достопримечательными объектами обладают, по их мнению, с. Гремячево, где находятся несколько ключей родниковой воды, которая лечит , а также Свято- Успенский Гремячев монастырь, д. Букреево которое относится к национальному парку «Угра», с. Гремячево, д. Зимницы, д. Букреево находятся на больших холмах у подножья которых раскинулась река Ока и пойменные луга.

Сельское поселение " Село Гремячево» участвовало в областном конкурсе" Самое благоустроенное сельское поселение " Село Гремячево" Калужской области". Сельское поселение заняло третье место в своей категории. На денежные средства гранта , была установлена детская площадка в с. Гремячево и уложена плитка в сквере погибшим воинам в Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г. в с. Гремячево, установлена уличная библиотека.