История местного самоуправления

История становления
местного самоуправления в Калужской области
 
Указом Президента Российской  Федерации от 10 июля 2012 года  в нашей стране 21 апреля  отмечается день местного самоуправления.
 
Праздник установлен в этот день в связи с принятием в 1785 году Жалованной грамоты городам Екатериной II. Эта грамота была одним из первых документов, законодательно закрепляющих основы местного самоуправления в России. Грамота на права и выгоды городам Российской империи состояла из Манифеста, 16 разделов и 178 статей. Она закрепляла за населением единый сословный статус вне зависимости от профессиональных занятий.
 
Из истории образования Калужской губернии
 
Впервые Калужская земля была определена географически в 1719 году, когда по указу императора Петра Великого была образована Калужская провинция в составе Московской губернии. Провинция находилась под управлением воеводы. Первым воеводой Калужской провинции был Дмитрий Бестужев.
В провинцию входили города Воротынск, Козельск, Лихвин, Мещовск, Мосальск, Одоев, Перемышль, Серпейск и сама Калуга с приписанным к ней Медынским уездом.
В1775 году Екатерина II провела в России губернскую реформу, в результате чего  Указами от 24 августа и 26 октября 1776 года образована Калужская губерния в составе 12 уездов (Воротынск, Козельск, Лихвин, Мещовск, Мосальск, Одоев, Перемышль, Серпейск, Калуга, Боровский, Малоярославецкий и Тарусский уезды. Воротынск вошел в состав Перемышльского уезда) с гражданским губернатором во главе.
В 1777 г. создано уже Калужское наместничество – в него вошли Калужская, Рязанская и Тульская губернии. Наместничество получило статус генерал-губернаторства. Первым калужским наместником был Михаил Никитич Кречетников.
Затем еще несколько раз перекраивались границы «калужских» земель, а указом Павла I от 12 декабря 1796 года была образована Калужская губерния, объединившая девять уездов – Боровский, Жиздринский, Калужский, Козельский, Медынский, Мещовский, Мосальский, Перемышльский и Тарусский.
Перекройка земель губернии шла вплоть до 1929 года, когда она была упразднена, а ее территория распределена между Московской и Западной областями.
Постановлениями Президиума ВЦИК от 14 января, 3 июня, 12 июля 1929 г. Калужская губерния, существовавшая с 1776 года, была упразднена, а ее территория разделена между Московской и Западной областями. В Московскую область в Калужский округ вошли Боровский, Черепетский, Ферзиковский, Малоярославецкий, Угодско-Заводской. Детчинский, Бабынинский, Калужский и Перемышльский районы.
Высокиничская волость Малоярославецкого уезда, значительная часть Тарусской волости Калужского уезда, небольшая часть Ферзиковской волости Калужского уезда были включены в Серпуховский округ Московской области.
6 сентября 1929 г. был созван I окружной съезд Советов, на котором состоялось открытие Калужского округа.
Западная область образована 1 октября 1929 г. в составе Брянского округа из Жиздринского, Людиновского, Песоченского, Хвастовичского районов; Вяземского округа - из Износковского, Дзержинского, Медынского районов; Сухиничского округа - из Брянского, Думиничского, Мещовского. Козельского, Мосальского, Спас-Деменского, Сухиничского, Юхновского, Павлиновского, Плохинского (ныне Ульяновского) районов.
Пятнадцать лет на карте России не было Калужской губернии.
Калужская область в годы Великой Отечественной войны
В первые же месяцы войны из Калуги на фронт ушло 25 тыс. человек. Заводы и фабрики Калужского края, еще вчера выпускавшие мирную продукцию, стали производить вооружение, боеприпасы, обмундирование. Десятки тысяч жителей Калуги и районов в августе - сентябре 1941 года строили оборонительные сооружения под Смоленском, Ельней, Рославлем, Брянском, Орлом, Калугой, Малоярославцем, Тулой.
Положение на фронтах Отечественной войны становилось все более тяжелым, фронт приближался к Калуге. 4 и 7 октября Калуга подверглась сильным бомбардировкам с воздуха. В ночь с 11 на 12 октября советские войска оставили Калугу. Во второй половине октября оказалась оккупирована вся территория Калужской области.
После разгрома немецко-фашистских войск под Курском и Орлом в сентябре 1943 года Калужская область окончательно была освобождена от захватчиков.
Великая Отечественная война, необходимость скорейшего восстановления народного хозяйства от освобожденных от немецко-фашистской оккупации земель потребовали нового изменения территориально-административного устройства страны, и 5 июля 1944 года появился Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Калужской области в составе РСФСР».
В неё вошли 27 районов из разных областей. Из состава Смоленской области в неё вошли Барятинский, Дзержинский, Думиничский, Износковский, Кировский, Козельский, Куй­бышевский, Медынский, Мещовский, Мосальский, Спас-Деменский, Сухиничский, Юхновский.
Из состава Орловской области-  Жиздринский, Людиновский, Ульяновский, Хвастовичский.
Из состава Тульской области - Бабынинский, Детчинский, Дугненсний, Калужский, Перемышльский, Тарусский. Из состава Московской области - Боровский, Высокиничский, Малоярославецкий, Угодско-Заводской. 
 
Дальнейшее развитие местного самоуправление в дореволюционной России положила земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы – губернские и уездные земские управы, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами местного самоуправления были городские думы и управы. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами местного самоуправления действовали государственные органы,  контрольная деятельность которых в отношении к органам местного самоуправления усилилась при Александре III.
 
С 1917 года выборы в органы местного самоуправления стали более демократичными, городские и земские собрания были упразднены и в соответствии с Российскими Конституциями 1937 и 1978 годов органами местного самоуправления стали советы народных депутатов, которые одновременно и являлись органами государственной власти.
 
Идея создать настоящее местное самоуправление в современной России возникла в 1990-х годах с попыткой в 1991 году разграничить полномочия между исполнительными органами и представительными органами местного самоуправления.
 
В 1993 году Президент РФ провел реформу местного самоуправления, которая прекратила деятельность местных советов, распорядительные функции которых были переданы местной администрации, а выборы новых представительным органов местного самоуправления были отложены на 1994 год.
 
Важную роль в становлении местного самоуправления в этот период сыграли Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" (1990 г.) и Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" (1991 г.). По этим Законам Советы получили значительные полномочия, собственный бюджет и собственность, что не соответствовало ленинскому пониманию советского типа власти и, по сути, означало ликвидацию советской модели.
 
Окончательную точку в процессе ликвидации советской модели поставил Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в РФ", который провозгласил прекращение деятельности городских и районных Советов народных депутатов, а их компетенцию передал соответствующим органам местной власти.
 
Коренным событием в становлении новой модели местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ. Она признала объективную необходимость существования местного самоуправления и его правовых гарантий на высшем законодательном уровне.
 
На реформу местного самоуправления особое влияние оказало принятие Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный нормативный акт закрепил новую дефиницию местного самоуправления, определив его как признаваемую и гарантированную Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
 
Практика применения Закона, выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления. Например, неопределенность территориальной организации местного самоуправления, удаленность местных органов власти от населения, нечеткость в определении вопросов местного значения, несоответствие ресурсов исполняемым обязанностям органов местного самоуправления, сложность механизмов взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления и т.п.
 
Одиннадцатого июня 1997 г. был принят Указ Президента РФ N 568 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации", в котором основным направлением государственной политики в области местного самоуправления на 1997 - 1998 гг. называлось завершение формирования правовой базы местного самоуправления.
 
Дальнейшее развитие муниципальной реформы предусматривало решение задач, направленных на создание финансово-экономической основы местного самоуправления, формирование муниципальной собственности, организацию эффективного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления. В этой связи 25 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Данный Закон определил основные принципы организации местных финансов, установил источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, закрепил основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.
 
Большое влияние на дальнейшее развитие института местного самоуправления также оказал Федеральный закон N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", принятый в 1998 г., который закрепил основные права, обязанности и гарантии муниципальных служащих. Федеральные законы и законы субъектов РФ по вопросам местного самоуправления развили основные положения Конституции РФ 1993г., зафиксировали новую систему местного самоуправления, сделали ее более действенной и эффективной.
 
Четвертого августа 2000 г. Государственной Думой по инициативе Президента РФ В.В. Путина был принят Федеральный закон N 107-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". По данному Закону законодательные органы и должностные лица государственной власти получили право в особых случаях распускать представительные органы местного самоуправления и отрешать от должностей глав муниципальных образований.
 
В Калужской области деятельность Советов народных депутатов была прекращена в 1993 году и  все полномочия перешли к администрации области и районов. Данная реформа окончательно разграничила власть: представительные и исполнительные органы власти областей, краев и их территориальные органы получили статус государственных органов, а органы местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы местных администраций.
 
27 марта 1994 года состоялись выборы депутатов I созыва Законодательного Собрания Калужской области. Решение Калужского областного Совета народных депутатов «О выборах в представительный (законодательный) орган государственной власти Калужской области» было принято 20 января 1994 года.
 
За 1994—2014 годы состоялось пять созывов депутатов Законодательного Собрания Калужской области. Выборы первых трех созывов проводились в соответствии с Уставом Калужской области и принятым Законом Калужской области «О выборах депутатов Законодательного собрания Калужской области» по мажоритарной системе.
 
Выборы четвертого созыва проводились по новой схеме. В Законодательное Собрание Калужской области было избрано 20 депутатов по одномандатным избирательным округам и 20 по партийным избирательным объединениям. Выборы депутатов первого созыва прошли 27 марта 1994 года, срок полномочий депутатов — 2 года; второго созыва — август – октябрь 1996 года, срок полномочий — 4 года; третьего созыва — 12 ноября 2000 года, срок полномочий — 4 года; четвертого созыва — 14 ноября 2004 года, срок полномочий — 5 лет; пятого созыва — 14 марта 2010 года, срок полномочий — 5 лет.
 
Депутаты I созыва Законодательного Собрания Калужской области приняли два основополагающих закона: Закон Калужской области N 34 от 08.06.1996 "О местном самоуправлении в Калужской области" (принят Законодательным Собранием Калужской области 06.06.1996) (ред. от 08.12.2003) и Закон Калужской области N 36 от 22.07.1996  "О муниципальных выборах в Калужской области" (принят Законодательным Собранием Калужской области 27.06.1996) (ред. от 15.12.1997).
 
К 1996 году в соответствии с муниципальной реформой районы области получили статус муниципальных образований и были проведены первые выборы в представительные органы местного самоуправления.
 
До начала 2000 года было в основном подкреплено в  правовом аспекте право населения на местное самоуправление. Конституция 1993 года, Европейская Хартия местного самоуправления ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, федеральные законы о финансовых основах местного самоуправления, муниципальные правовые акты позволили местному самоуправлению в Российской Федерации укрепиться как власти на местах, как власти для народа и во имя народа.
 
В 2000 году в Калужской области прошли очередные муниципальные выборы по аналогии выборов 1996 года.
 
Прекрасно понимая, что местное самоуправление будет реальным фактором осуществления власти, если  эта власть будет приближена к населению, учитывать интересы и волю населения, сделав анализ предыдущих этапов развития местного самоуправления, российскую и зарубежную историю о местном самоуправлении,  законодателями был принят Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который положил начало новой муниципальной реформе.
 
С этой реформы начался новый этап муниципальных преобразований, определивший правовые, компетенционные, территориальные, организационные, экономические основы местного самоуправления и формы осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.
 
С 2006 года в России на смену одноуровневой системе местного самоуправления пришла двухуровневая. Местное самоуправление сегодня действует на уровне муниципального района, городского округа (первый уровень муниципалитетов) и на втором уровне, более приближенном к народу - это самоуправление на уровне сельских и городских поселений.
 
Значение 131-го закона для России трудно переоценить. Можно сказать, что идущая муниципальная реформа – это самый масштабный национальный проект по повышению эффективности управления на местах, по перестройке самого близкого для населения уровня власти в соответствии с запросами общества и вызовами времени.
 
Новый закон дал возможность формирования на каждой территории – в каждом селе, поселке, маленьком городе – своего выборного органа власти. И у этого органа гарантированное бюджетное финансирование, рассчитанное в зависимости от численности населения в данном поселении от переданных на данный уровень власти полномочий. Закон четко определил контрольные механизмы за исполнением бюджета. Усилил роль представительных органов власти, а также личную ответственность глав администраций. Каждый поселение (городское или сельское, включая отдельные сельсоветы) получили статус самостоятельных муниципальных образований.
 
До выборов в 2005 году в Калужской области существовало 45 муниципальных образований разного типа – от муниципального образования «сельсовет» до муниципального образования «областной центр». Накопленный опыт позволил уверенно и оперативно приступить к реализации 131-го закона.
 
В конце 2004 года в структуре администрации Губернатора области было создано управление по реформированию местного самоуправления на территории Калужской области, в которое вошли опытные специалисты по муниципальной проблематике. Возглавил управление В.С. Бабурин.
 
В первую очередь, как и требовал закон, установили границы и статус муниципальных образований Калужской области. Принять правильное решение удалось не без труда. Принципиальным моментом 131 закона стало разделение муниципальных образований второго уровня на городские округа и муниципальные районы. Несмотря на проведенные согласительные процедуры и обращение правительства области к органам местного самоуправления области, в ряде муниципальных образований нашей области внезапно начались процессы по присвоению некоторым районным центрам (Людиново, Киров) статуса городского округа. Были организованы ангажированные опросы населения, отмечались попытки отменить ранее принятые решения о вхождении в состав муниципального района на правах муниципального образования - городского или сельского поселения. При этом население или вводилось в заблуждение, или ему не говорилось всей правды.
 
Статья 2 ФЗ №131 на тот момент определяла муниципальный район как «несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера», а «городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района». И тот и другой могли быть наделены отдельными государственными полномочиями.
 
Таким образом, эти два типа муниципальных образований по статусу не просто были равны, а наоборот, статус городского округа как бы был  шире из-за большего круга полномочий. При таком подходе появились бы по сути два или более равноправных «района в районе» со всеми вытекающими последствиями: рост численности муниципальных чиновников, затрат на содержание новой власти, неразбериха с полномочиями и так далее.
 
Непродуманное появление городских округов внутри муниципального района разрушило бы  системный подход к муниципальной реформе.
 
В результате было решено, что на территории Калужской области будет 319 муниципальных образований в том числе - два городских округа – города Калуга и Обнинск и двадцать четыре муниципальных района. Внутри районов будет 31 городское поселение и 262 сельских поселения.
 
Следует отметить, что сегодня в области 304 муниципальных образования в том числе два городских округа – города Калуга и Обнинск и двадцать четыре муниципальных района.  Внутри районов будет 26  городских поселений и 252 сельских поселения.
 
Опыт показал, что сохранение единства муниципальных районов – это позитивное условие для обеспечения управляемости области.
 
Следующий этап реформы поставил вопрос о структуре власти в муниципальных образованиях.  
 
Очень важно было определиться с подходами по выборам или назначению главы исполнительного органа местного самоуправления – выборы всенародным голосованием и совмещение должности главы исполнительной власти или использование контрактной системы. В отдельных регионах, где уже произошло формирование органов местного самоуправления по новому закону отдали предпочтение второму варианту.
 
14 декабря 2004 года на консультативном Совете Глав муниципальных образований Калужской области было выработано единое мнение: сначала сформировать представительные органы местного самоуправления, а затем  из состава депутатов избрать главу муниципального образования, который бы одновременно являлся председателем представительного органа и осуществлял свою деятельность, как правило, на неосвобожденной основе. Руководитель исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления глава местной администрации нанимался представительным органом на конкурсной основе, по контракту.
 
Данная схема имела следующие преимущества:
 
- повышалась  роль представительного органа местного самоуправления как более полного представителя интересов местного населения;
- появилась возможность привлечения высокопрофессиональных специалистов-управленцев на должность главы местной администрации – в том числе и за пределами района;
- повышалась ответственность главы местной администрации;
- возрос контроль депутатов за использованием бюджетных средств.
Такая схема формирования органов местного самоуправления Калужской области  показала свою эффективность.
 
В январе этого года Президент РФ подтвердил нашу правоту. Он подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в котором установил новый способ избрания главы муниципального образования – представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Предусматривается, что такой глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
 
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из своего состава, исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой муниципального образования, прекращаются.
 
Итак, в соответствии с проведенной реформой депутаты представительного органа местного самоуправления представляют интересы населения, принимают от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Депутаты принимают Устав муниципального образования и вносят в него изменения и дополнения, утверждают местный бюджет и требуют отчет с органов исполнительной власти о его исполнении, в исключительной компетенции депутатов находится решение и других важных вопросов.
 
Другим органом местного самоуправления является местная администрация – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Этим органом руководит глава местной администрации, который на свою должность назначается по контракту самими же местными депутатами.
 
Естественно, полномочия главы муниципального образования и главы местной администрации различаются. Первый действует от имени муниципального образования, подписывает и издает нормативные и правовые акты и так далее. А вот второй наделяется полномочиями руководителя исполнительной власти, которому, согласно закона №131 ФЗ, предписывается решение вопросов местного значения, то есть обеспечивать нормальное функционирование учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, коммунального хозяйства и т.д.
 
Вначале реформирования были определённые дискуссии по статусу главы местной администрации.
 
Было определено, что глава администрации является должностным лицом категории «А». Соответственно, глава проходит назначение по контракту, условия оплаты труда и социальные гарантии содержатся в контракте. Иные социальные гарантии могли быть предусмотрены только уставом муниципального образования.
 
В Калужской области прошли выборы представительных органов на местах – в городах, районах и сельских поселениях.
 
Следующий важнейший этап – решение кадровой проблемы, повышение интеллектуального и образовательного уровня управленцев на местах.
 
В Калужской области наметились сдвиги в вопросах подготовки и переподготовки муниципальных кадров. Управление по реформированию местного самоуправления на территории Калужской области при администрации области выстроило систему подготовки муниципальных кадров. При подготовке исходили из того, что в системе муниципалитетов работает несколько тысяч специалистов и каждый из них должен четко понимать свою роль. Особенно специалисты в муниципальных образованиях первого уровня. Но проблема этим не исчерпывалась. Во все уровни представительных органов муниципальных образований 20 марта 2005 года  население Калужской области избрало более двух с половиной тысяч депутатов. Многие из них плохо разбирались в тонкостях муниципальной реформы, а некоторые даже с трудом представляли себе свои права и обязанности.
 
Управление по реформированию местного самоуправления, подготовило комплексную программу обучения местных специалистов специфике 131-го закона. Практически в он-лайновом режиме проходило консультирование муниципальных образований по текущим вопросам.
 
Большое внимание уделяли проработке подходов по организации межбюджетных отношений. При этом использовался опыт регионов. Так летом 2005 года главы муниципалитетов области посетили Мордовию, где изучили практические наработки в сфере межбюджетных отношений и  которые в дальнейшем были взяты  за основу.
 
Не менее важная задача стояла в ходе реформирования не допустить увеличения административного аппарата муниципалитетов. С другой стороны мы не должны были допустить снижения эффективности управления.
 
Задача была решена за счет четкого учёта и разграничения полномочий. Муниципальные образования должны были выполнять те полномочия, которые определены законом, а не  придумывать иные и создавать под это структуры. На уровне городских и сельских поселений вопрос решался путем передачи полномочий через соглашения, заключаемые  представительными органами, но не увеличением штатов.
 
Обновление системы местного самоуправления
 
В прошлом году в Послании Президента РФ задача обновления системы местного самоуправления была обозначена в качестве одного из приоритетов. За прошедшие годы, конечно, накопились вопросы, которые потребовали правового регулирования на уровне Федерации.
 
Одну из серьезных проблем показал опрос Фонда общественного мнения в мае 2014 года. Например, в городах с населением от 100 до 250 тысяч 73 процента граждан не знают своих депутатов. По мере роста численности населения в городах процент граждан, которые не знают своих депутатов, рос.
 
В этой связи в новой редакции 131-го закона в дополнение к уже существующим была добавлена ещё одна модель организации муниципальной власти. Появилась возможность  создания новых видов муниципальных образований в крупных городах – городского округа, с делением на внутригородские районы. Идея эта рассматривалась депутатами для города Калуги и Обнинска и она не получила поддержки. Поскольку было понятно, что узнаваемость депутата зависит, прежде всего, от его политической активности.
 
Одной из задач муниципальной реформы состояла в том, чтобы сделать эффективным, дееспособным низовой уровень местного самоуправления, прежде всего, чётко определить, за что он отвечает, и за счёт каких финансовых источников будут исполнять свои полномочия в муниципалитетах.
 
Внесённые в 131-й закон поправки закрепили следующие ключевые моменты.  
 
За муниципальной властью сельских и городских поселений были закреплены задачи и полномочия, которые бы обеспечивали самостоятельность и независимость муниципального уровня. Например, это управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление структуры органов местного самоуправления и так далее. И конечно, это полномочия, отнесённые к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования: от установления местных налогов – до принятия планов и программ развития муниципального образования и контроля за работой муниципальных чиновников.
 
С другой стороны поправки в 131-й закон наделили региональную власть правом перераспределять некоторые полномочия между субъектом Федерации и муниципалитетом, но одновременно они повышали ответственность регионов за согласованное и продуктивное взаимодействие с муниципалитетами.
 
Так закон определил, что решения о перераспределении полномочий в отношении конкретного муниципалитета должны закрепляться соответствующим законом субъекта Федерации, а сами полномочия передаваться только вместе с финансовыми средствами на их реализацию. Сегодня это даёт возможность обеспечить дифференцированный подход каждому муниципальному образованию, учесть особенности его развития, кадровый и экономический потенциал. При этом регион обязан гарантировать муниципалитету стабильность установленных правил. Очевидно, что каждое полномочие должно исполняться на том уровне власти, на котором его реализация может быть наиболее эффективной.
 
Поправки в 131 ФЗ определили, что сбалансировать доходы и полномочия местной власти необходимо в рамках единой региональной бюджетной и  налоговой политики.
 
В перспективе предстоит большая работа по оптимизации деятельности местного самоуправления. Например, огромное количество отраслевых  законов, в которых органы местного самоуправления нагружаются какой-то работой. Эта работа крайне необходима, но эту работу необходимо координировать. Например, сейчас схему теплоснабжения в муниципалитете утверждает глава администрации муниципального образования, а тарифы утверждает губернатор. Все это требует согласования. И таких коллизий в законе,  по мнению экспертов, в законе более двухсот.
 
В заключение необходимо отметить, что принятый в 2003 году 131-й закон установил основные формы и принципы организации местного самоуправления, и закон был ориентирован, прежде всего, на унификацию. В тот период это было оправдано, поскольку молодое российское самоуправление на начальном этапе своего становления нуждалось в таких законодательных маяках. Но сейчас опыт реализации этого закона показывает, что многообразие нашей огромной страны требует не единообразия, а вариативности, и именно таков дух и буква принятых изменений.