О районе

Историческая справка

Ко второй половине 18 века Сухиничи превратились в крупный торговый центр, служивший cкладочным" пунктом не только купечеству Калужской губернии, но и других, имеющих торговлю с иностранными государствами. До 6 тысяч подвод с хлебным товаром проходило в зимнее время через Сухиничи к Рижскому и Санкт-Петербургскому портам.

Приезжие купцы из Москвы, Калуги, Тулы, Брянска, Ржева завели свои конторы,построили каменные склады, начали торговлю. В центре села раскинулась большая торговая территория, где рядами располагались многочисленные лавки и вокруг которой строились каменные здания. Официальная дата рождения Сухиничей 1840 год, но это не значит, что именно в это время был заложен первый камень, поставлен первый сруб в основание города. В начале XV века великий князь литовский Витовт, завоевавший смоленское княжество, в числе волостей, которые он подарил перешедшим к нему на службу мещовским князьям, упоминаются и Сухиничи. На въезде в город СухиничиТак что история Сухиничей по историческим документам насчитывает по меньшей мере 600 лет. За эти века многое пришлось испытать и пережить нашим предкам. Нашествие польских и литовских захватчиков, набеги крымских и степных татар, вторжение наполеоновских полчищ. В 1552 году вольное село Сухиничи царь Федор подарил Вознесенскому девичьему монастырю, который находился в Московском Кремле. После ликвидации монастырских владений в 1764 году оно было приписано к Московской экономической коллегии, получило наименование экономического, свободного от крепостной зависимости. Когда в XVIII веке стал быстро развиваться военный и торговый флот, во многих местах центральной России возникают мануфактуры по производству парусного полотна. Ко второй половине 18 века Сухиничи превратились в крупный торговый центр, служивший cкладочным" пунктом не только купечеству Калужской губернии, но и других, имеющих торговлю с иностранными государствами. До 6 тысяч подвод с хлебным товаром проходило в зимнее время через Сухиничи к Рижскому и Санкт-Петербургскому портам. Приезжие купцы из Москвы, Калуги, Тулы, Брянска, Ржева завели свои конторы,построили каменные склады, начали торговлю. В центре села раскинулась большая торговая территория, где рядами располагались многочисленные лавки и вокруг которой строились каменные здания.Поля

В первой половине XIX века в Сухиничах складывается рынок пеньки всероссийского значения. Село становится важнейшим перевалочным пунктом в торговле между южной и центральной частями европейской России. Именно это обстоятельство переименовании села в безуездный,то есть не имеющий в своем подчинении уезда, город Сухиничи, куда также вошли три соседние деревни-Ханчиково, Тросна, Перновичи.

Постепенно центр села преобразился настолько, что стал походить на город.

Первого августа 1840 года открыт в Калужской губернии безуездный город Сухиничи. Новый город был учреждён Указом царя Николая не для нужд административного управления, а в видах промышленных.На гербе города отобразили торговые весы и две бочки, а над ними - царская корона. Первым головой города стал Семён Федорищев. Им было построено несколько зданий,в одном из них теперь учатся ученики младших классов средней школы №2, а раньше на нём красовалась вывеска "Булочная Федорищева", в которой торговал немец Тэппе. У него продавалась всегда свежая, вкусная и душистая выпечка. На втором этаже Федорищевского дома в 1900 году открылось высшее начальное училище с 4-летним сроком обучения. Дважды в год в городе собирались крупные ярмарки - двухдневная в начале мая и семидневная в сентябре, собиравшая по три и и более тысячи человек ежедневно.

В 1860 г. в городе было 945 зданий, из них только 5 каменных. Проживало 6148 человек. Женское население превышало мужское на 236 человек. В городе в это время было 3 церкви и 2 школы с тремя учителями.

В 1864 году во время земской реформы Сухиничи вошли в подчинение Козельскому уезду. К концу 19 века центр села стал выглядеть как город: были благоустроены главные улицы. Мощённых булыжником было две: центральная - называлась Болховская (ныне Ленина) и сравнительно короткая Соборная улица (ныне улица Кравченко). Благоустроена Яковлевская площадь, построено здание городской ратуши, деревянное здание больницы (1896 г.) и квартира для врачей и медперсонала; в 1876 году открылся банк, как показатель растущей торговли. Для улучшения обслуживания торговых операций была открыта летом 1878 года телеграфная станция. К 1880 году на пожертвования прихожан построена богадельня имени Чубыкина (белое здание школы №1) для 30 призреваемых, т.е для престарелых. После революции в нём была открыта школа второй ступени.

К 1880 году в городе было построено несколько каменных двухэтажных зданий, принадлежащих купцам Смолянову, Гагарину, Семионичеву, Анискову, Федорищеву, Шемякину. В начале 1900 годов на южной окраине Сухиничей между православным и старообрядческим кладбищем был насажен силами вольного пожарного общества городской сад, в котором часто играл оркестр пожарной дружины. Парк и теперь служит местом отдыха и народных гуляний сухиничан.

К 1912 году население города возрастает до 7000. Жилых строений 1070, 64 улицы.

В 1917 году город описан следующими словами: сам город был расположен на холме, одна сторона которого спускалась через обрыв к речке Брыни, а второй плавно переходил в поле, которое на горизонте завершалось лиственным лесом. Небольшая речка замечательна тем, что в старые времена по ней тянулись большие дремучие леса, которые известны были под именем Брынских. В густоте этих лесов некогда укрывались в скитах раскольники, потому их иногда официально называли последователями Брынской веры. Эти же леса служили притонами и шайкам разбойников.

 

Старый мост в окрестностях города СухиничиИтак, историческим центром города является территория от реки Брынь вверх по улице Ленина, родник на Баевке, ипподром в сторону автозавода, больница и старое кладбище. Современный центр города и будет представлять наибольший интерес для исследования, так как здесь названия улиц чаще менялись.

Крупнейшим событием в истории города стало развернувшееся в конце 19 века железнодорожное строительство. В 1898-1904 году через Сухиничи прошли две железные дороги: ветка Смоленск-Раненбург Рязанско-Уральской железной дороги и ветка Москва-Брянск Московско-Киево-Воронежской. Движение по линии Москва-Брянск-Киев было открыто 1 августа 1899 года, по линии Козлов-Раненбург-Данков-Смоленск в декабре 1900 года. Небольшой город стал обладателем двух железнодорожных станций. С постройкой железнодорожных линий город Сухиничи утратил свое былое значение как крупный торговый центр. В 1900 году был открыт участок Смоленск - Сухиничи-Узловые, а в 1935 - Рославль-Сухиничи-Главные. Новые железнодорожные станции, открывшиеся вскоре оборотное локомотивное депо, другие железно-дорожные службы дали работу сотням горожан и бедняков крестьян окрестных деревень. Соответственно растёт и город, т.е. микрорайоны Главные и Узловые.Станция Сухиничи-Узловые

В 1927 году город Сухиничи стал центром укрупненного уезда, в который вошли бывшие Козельский и Мещовский.

В 1929 году произошло новое административное деление. В составе областей выделены округа и районы. Сухинический округ западной области включал одиннадцать районов (примерно в теперешних границах). Через год округа были упразднены, и Сухинический район, как и другие, непосредственно стал подчиняться областному городу - Смоленску (а с 1944 года - Калуге).

В микрорайоне Узловые заработали заводы: кирпичный, овощесушильный, комбикормовый. На месте механических станций (МТС) выросло производственное объединение - "Сельхозтехника", улучшались условия труда - для населения строится жильё, построен клуб, школа,детский сад, выросли новые улицы В советское время, используя удобства географического положения, Сухиничи стали городом крупного промышленного строительства.

Созданы крупные производства, как самостоятельные. На его восточной окраине строится филиал производственного объединения "Москвич", где планировалось уже в 1993 году выпустить опытную партию нового "Москвича". И хотя завод так и не заработал, в Сухиничах появился новый микрорайон "Автозавод", где были построены современные пятиэтажки, детский сад, строилась школа, появились свои улицы.Построены фабрика пластмассовых изделий, филиалы больших объединений - филиал Московской "Большевички", Соболевский завод резиновой обуви - от объединения "Красный богатырь" в городе Москве. гостиница Калинов кустНа территории района были открыты четыре буроугольных месторождения с общими запасами твердого топлива более двухсот миллионов тонн. С 1958 года началась добыча угля на Середейском месторождении. Сухинический район был и остается одним из крупных производителей сельскохозяйственной продукции по Калужской области. За последнее десятилетие были застроены центральные усадьбы Новосельского опытного хозяйства, колхозов имени Кирова, Суворова, Энгельса, совхоза "Соболевский". Каждый год в районе открывалось по школе. Так появились Субботниковская, Стрельненская, Шлипповская, Алнерская, Верховская школы. Построены пятиэтажки микрорайонов автозавода, угольной, станции Сухиничи-Главные, реконструирован стадион "Локомотив", "Калинов куст", новая железнодорожная больница. Планомерно идет газификация района. Газифицированы: пос. Середейский, Новосельское опытное производство, коллективное хозяйство "Луч", деревни Алнеры и Татаринцы. Продолжается газификация микрорайона Узловые, а также устанавливаются современные автоматические газовые котельные.

Каждый микрорайон города представляет интерес для краеведческих исследований.


 Район сегодня
 

Муниципальный район «Сухиничский район» - это единый муниципальный район, имеющий общие границы с Кировским, Барятинским, Мещовским, Козельским, Ульяновским, Думиничским районами, на территории которого расположены 17 сельсоветов, пос. Середейский и г. Сухиничи, всего 155 населенных пунктов. Общая площадь района составляет 123,3 тыс. гектаров, из которых земли сельхозназначения 91,7 тыс. га, в том числе сельхозугодий 71,6 тыс. га., а это 58 % общей площади. В районе леса занимают 32,3 тыс. га, под объектами различных отраслей экономики 3,5 тыс. га, земли населенных пунктов 10,6 тыс. га, земель запаса 3213 га. Муниципальный район «Сухиничский район» является важным транспортным узлом.

Город Сухиничи, административный центр Муниципального района «Сухиничский район» Калужской области, образован в 1840 году, занимает 2,232 тыс.га., является крупным железнодорожным узлом Московской железной дороги ОАО «РЖД» с пятью направлениями движения поездов: на Москву, Украину, Белоруссию, Молдову, Смоленск, Тулу и через них в страны Европы, и юг России.

Автодорога Москва-Киев пересекает район в юго-западном направлении на расстоянии 5 км от города Сухиничи.